Расскажите детям о Дне Победы

Только
рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как
“какое-то там воспитание” или скучные уроки, а заинтересовались,
прочувствовали, поняли. Ведь становление русского боевого духа – неотъемлемая
часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.
При
знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед
родителями стоят три основные задачи:
1.
Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой
Отечественной войне.
2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
3.
Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.
Чтобы ваш сын или дочка прониклись этой темой:
-
расскажите о войне на примере подвигов пионеров-героев, воспоминаний ваших бабушек и дедушек/прабабушек и прадедушек;
-
рассмотрите с ребенком фотографий тех времен, репродукции картин о войне и наглядные пособия;
-
прочитайте с детьми рассказы о войне, выучите стихи, познакомьте с песнями;
-
сходите в музеи военной техники и посмотрите праздничный салют;
-
возложите гвоздики к памятникам павших героев, подарите цветы и самодельные открытки ветеранам войны.
Предлагаем два небольших рассказа, которые можно рассказать своему ребенку.

Алёша, его мама и папа жили в
Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк.
Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов,
жирафов, обезьян... Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой
минуты изменилась жизнь каждого человека.
Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.
Через 2 месяца после начала войны немцы
окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и
каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды.
Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё
равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на
заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад.
Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали
несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в
темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали,
как наверху ухают бомбы.
Ленинградцы в день получали маленький
кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные
воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки,
стулья, старую обувь, тряпки.
Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
Алёша сейчас уже старый человек –
Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы,
чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.
О мальчике Тишке и отряде немцев

На второй день войны немцы уже ворвались
в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к
себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли
дальше – завоевывать наши земли.
Папа Тишки, его братья, Тишка и другие
мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый
партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные
провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен
немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.
А для Тишки тоже была работа. Он ходил
по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат.
Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной
из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к
бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи
нас к ним!».
Тишка согласился и повел за собой
большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в
противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто
снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по
одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним,
проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий
отряд.
Приводим для примера несколько изданий - как
современных, так и букинистических.
Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой
паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”.
Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные
паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и
надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого
паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские
самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
«Сказка о Военной тайне, о
Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со
внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш
возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек —
«мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».“Эй
же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да
в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам,
сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое
буржуинство?“
Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения
жука-носорога“. Когда
Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не
знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец
старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в
родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
Еще один рассказ К.Паустовского – “Волшебное колечко” – о жизни в деревне во время
войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
В книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной
Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные
фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки
художника В.Бескаравайного.
В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника
войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует
причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями
переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание
на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и
сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором
сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми.
Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских
поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций. Подробно рассмотреть
книгу можно здесь.
Рассказы
Юрия Яковлева
патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”,
“Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и
другие.
Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о
мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его
по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою.
Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности,
бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень
хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что
такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших
солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот
остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть
окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.
С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем
другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце,
способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя
Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом
прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который
мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти
маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного
матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой
Богородицы.
Семенцова Валентина Николаевна –
автор книги “Лист
фикуса. Рассказы о войне” – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых
называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор
обращается к сверстникамм, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о
жизни маленькой девочки и ее мамы в болокадном Ленинграде.
Повесть “Вот
как это было” посвящена
очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде
предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о
том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор
показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова,
которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей
непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется
подлинный драматизм.
“Кукла” – это история о маленькой девочке,
которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся
ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях –
хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет)
- Алексеев С. Наташка.
Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов.
Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. "Данке шён". "Мутти!" Бронзой
поднялся в небо. Три автомата.
- Балл Г. Зелёная шишка.
- Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии)
- Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу)
- Георгиевская С. Галина мама.(В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)
- Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.)
- Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.)
- Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов.
- Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал.
- Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.
- Лавренев Б. Разведчик Вихров.
- Лободин М. Кусочек блокадного хлеба.
- Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".)
- Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".)
- Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)
- Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".)
- Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)
- Панова В. Сергей Иванович и Таня.
- Пантелеев А. Главный инженер.
- Паустовский К. Стальное колечко.(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)
- Платонов А. Никита.(О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.)
- Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка.
- Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова.
- Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)
- Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий